По его мнению, эта мера не приведет к росту стоимости путевок, однако позволит повысить защищенность наших путешественников.
Олег Сафонов также рассказал о возможном внедрении системы льгот на отдых в здравницах России, о снижении цен на перевозки туристов.
Олег Петрович, сейчас активно обсуждается введение системы обязательного страхования туристов. Вы эту идею поддерживаете.
Олег Сафонов: Конечно. Вспомните недавний случай, когда погибли наши паломники в Индии.
Никто из этой группы не был застрахован, при том, что в Индии есть регионы с низкой санитарной культурой и высокими рисками.
Пока в законе об основах туристской деятельности написано, что туроператор должен предоставлять туристу страховку, если этого требует страна пребывания. Прежде всего полисы сейчас требуют государства шенгенской зоны.
Зато страховка не нужна в Турции и Египте, а ведь именно эти страны пользуются наибольшим спросом у россиян и там нередки случаи различных отравлений, травм. Не оформляют страховые полисы и многие туристы, самостоятельно организующие свой отдых за границей. И при наступлении несчастного случая или заболевания они оказываются в весьма сложной ситуации. Уверен, что обязательное медицинское страхование позволит решать многие проблемы цивилизованным путем.
Обсуждается и минимальный размер обязательного страхования. На какой сумме остановиться?
Олег Сафонов: Минфин предлагает установить эту планку на уровне 2 миллионов рублей. На мой взгляд, это вполне разумная сумма.
Тем более что страховой платеж или тариф, по которому турист будет покупать страховку, при этом будет не очень большой. По экспертным оценкам, чтобы рассчитывать на минимальный платеж в 2 миллиона рублей, турист должен заплатить не более 1,5 евро в день.
Предлагается также расширить перечень страховых случаев. И на выплату смогут рассчитывать люди, страдающие хроническими заболеваниями в случае их обострения?
Олег Сафонов: Именно так. Ростуризм выступает за максимальное расширение списка страховых случаев. Представьте, страдает человек бронхиальной астмой и у него в поездке случается приступ удушья. Почему он не может рассчитывать на оплату медпомощи?! За границей услуги врачей стоят очень и очень дорого.
Таких примеров много. Бывает, что при необходимости эвакуации российского туриста для скорейшего оперативного вмешательства в воздух поднимают борты МЧС. А это стоит государству, а значит, налогоплательщикам - нам с вами - огромных денег. Поэтому двух миллионов рублей, о которых идет речь, туристам на операцию и эвакуацию должно хватить. И, конечно, подобные инциденты также должны быть внесены в перечень страховых случаев.
Дальше уже надо будет жестко следить за тем, чтобы свои обязательства выполняли страховые компании.
Летний сезон почти в разгаре, а гостиницы в стране подорожали в среднем на 20 процентов. Лидеры по росту цен - Анапа, Ростов-на-Дону. Стоимость гостиниц увеличилась даже в Иркутске. Что происходит и можно ли как-то повлиять на это?
Олег Сафонов: Вы сами сказали, что сейчас высокий сезон. К сожалению, это распространенная практика - повышать цены, когда есть хороший спрос. Могу предположить, что повышение цены обусловлено и этой причиной. К сожалению, у Ростуризма нет возможностей влиять на цены. Мы живем в условиях рыночной экономики и не можем диктовать свои правила бизнесу. Проще всего эту ситуацию регулировать самим гражданам. Если отдыхающие посчитают, что соотношение цена - качество не соответствует их ожиданиям и не проголосуют за это рублем, отельерам придется снижать стоимость проживания. В противном случае не стоит удивляться, что все места в отелях не будут заполнены. Нашей индустрии гостеприимства необходимо грамотней проводить маркетинговую политику: привлекать людей высоким уровнем качества, безупречным сервисом и, конечно, доступной ценой. Так делается во всем мире.
А вы не можете обратиться в Федеральную антимонопольную службу? Или продумать меры, которые позволят делать цены более гибкими. Можно ли субсидировать отельеров так же, как авиаторов?
Олег Сафонов: Мы проанализируем, с чем связан рост цен и, вполне возможно, примем меры, которые в нашей компетенции. Что касается субсидий, то отели - частный бизнес. Государство не может постоянно поддерживать все секторы экономики. Поэтому в данном случае отельеры, вложив инвестиции в свой бизнес, должны отдавать себе отчет, что возврат денег - это прежде всего их задача. Но государство должно способствовать созданию конкурентной среды. Именно конкуренция заставляет сферу обслуживания повышать качество и снижать цены.
Есть ли планы по внедрению системы классификации российских гостиниц?
Олег Сафонов: Пока по закону сертификация гостиниц в России не является обязательной. Но процесс идет. В 2018 году в нашей стране будет проводиться чемпионат мира по футболу, и есть поручение провести обязательную сертификацию гостиниц, имеющих отношение к этому событию. Сертификация играет очень важную роль. Для потребителей это дает возможность, во-первых, оценить, уровень услуг, которые можно получить, во-вторых, оценить затраты, которые придется понести. А гостиничному бизнесу уже сейчас было бы неплохо внедрять систему "тайного гостя", которая успешно действует во многих странах мира. Такой метод оценки уровня обслуживания должен способствовать повышению качества услуг.
Не так давно обсуждалась идея предоставления гражданам налогового вычета при покупке путевки в санаторно-курортные учреждения России. Кроме того, предлагалось внести корректировки в налогообложение: если работодатель предоставляет сотруднику путевку со скидкой или бесплатно, у него может появиться льгота по налогу на прибыль. Есть ли вероятность того, что эта система заработает?
Олег Сафонов: Пока о конкретном воплощении этой идеи говорить рано. Но мы работаем над тем, чтобы выстроить эффективную систему стимулирования отдыха наших граждан на территории России. Имеет смысл системно рассмотреть направления, которые могут представляться исключительно важными с точки зрения оздоровления людей. В советское время была создана очень мощная санаторно-курортная база. Большое количество объектов сосредоточено в Крыму, Сочи, Кавминводах. Это самые крупные агломерации. Сосредоточиться нужно на загрузке наших здравниц, в том числе в низкий сезон. Именно оздоровление людей, а не просто отдых должно поддерживаться в первую очередь.
Один из главных факторов, тормозящих развитие внутреннего туризма в стране - высокая стоимость билетов на самолеты и поезда. Механизмы предлагались разные - от отмены НДС на внутренние авиаперевозки до запуска чартерных поездов в туристические места.
Олег Сафонов: Все идеи, способствующие повышению доступности транспортных услуг, имеют право на жизнь. Приведу пример: туризм объединяет 53 отрасли, это официальная оценка Всемирной туристской организации. Соответственно за счет туризма могут получить развитие полсотни отраслей. Снизив стоимость услуг, например, на транспортные перевозки, мы можем получить в итоге гораздо более хороший с точки зрения дохода эффект.
Транспорт и все, что с ним связано, не входит в компетенцию Ростуризма, но мы активно работаем с коллегами, чтобы решать возникающие вопросы. Один из примеров - перевозки в Крым. Еще в начале года в Симферополь летали рейсы из 7 городов. А сейчас прямое авиасообщение налажено с 33 городами страны. Планировалось, что лоукостер "Добролет" совершит первые рейсы из Москвы в Санкт-Петербург, но авиакомпания начала свою работу с полетов в Крым.
Хотелось бы сказать об организации железнодорожных чартерных перевозок. Идея великолепная. Путешествия по железной дороге в комфортабельных поездах к туристическим местам востребованы и популярны. И в отдельных регионах уже есть примеры работы туристических поездов. Они возят путешественников по Транссибу, есть опыт перевозки туристов из Самарской области. Недавно к нам обратились представители Свердловской области, они хотят в рамках федеральной целевой программы по развитию внутреннего и въездного туризма реализовать проект "Самоцветное кольцо Урала" - возить людей по туристическим объектам региона. Кстати, есть чартерные железнодорожные маршруты по России, билеты на которые нельзя купить в нашей стране, они продаются только иностранным туристам за рубежом.
Какие маршруты в России пользуются наибольшим спросом у иностранных туристов и сколько они тратят в России?
Олег Сафонов: По экспертным оценкам, в среднем иностранные путешественники тратят у нас 1,5 тысячи евро в неделю. В США этот показатель выше - более 4 тысяч долларов в неделю. Прежде всего иностранцев привлекают Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо. И еще Сочи. В середине июня мы провели в этом городе встречу министров туризма, в мероприятии приняли участие представители из 30 стран мира. Они были в восторге от города и наследия, которое оставила прошедшая Олимпиада. Добавлю лично от себя, что Сочи стал уникальным курортом мирового уровня. Я не припомню, где еще есть такой комплекс, объединяющий море с горнолыжными центрами. Можно любоваться красотой гор и наслаждаться приятной прохладой в комплексах Красной Поляны и "Розы Хутора", а, как захочется искупаться и позагорать, можно сесть в скоростной поезд и через час вы окажетесь на пляже у моря. Кстати, билет на "Ласточку" от Красной Поляны до Адлера стоит 56 рублей, от Красной Поляны до Сочи - 98 рублей. Все объекты суперсовременные и новые. Вы удивитесь, но в Сочи хотят отдыхать туристы из Турции. Они говорят, что у нас более зелено и не столь жарко. К тому же в Сочи создана инфраструктура для активного отдыха. На встрече министров туризма мы также вели переговоры об организации прямых рейсов в Сочи из стран СНГ, в том числе из Казахстана и Азербайджана.
За первые три месяца этого года въездной турпоток в Россию увеличился на 4 процента. На рост притока иностранных путешественников, без сомнения, повлияла Олимпиада в Сочи, но Всемирная туристская организация прогнозирует и дальнейший рост в 4-5 процентов. При этом ведущие мировые туристические центры прирастают в год на 1,5-2 процента. У России, открывшейся для путешественников всего лет 20 назад и, значит, представляющей огромный интерес, есть преимущества.
Но Россия - это не только Москва, Питер и Сочи.
Олег Сафонов: Совершенно верно. Это также Дальний Восток, Сибирь, Алтай. А сколько замечательных мест в центральной части страны. На условиях государственно-частного партнерства сейчас реализуются крупные проекты в Бурятии, Тыве, Рязанской, Ярославской областях. Например, инвесторы, которые строили "Розу Хутор" в Сочи, в конце июня открывают туристический комплекс "Завидово" в Тверской области. Это проект, который соответствует самым высоким мировым стандартам.
А 22 июня в Камчатском крае прошло совещание под руководством полпреда Юрия Петровича Трутнева. И в повестке дня было развитие туризма на Камчатке. Это уникальный регион для рыбалки, охоты, активного отдыха, там надо создавать соответствующую инфраструктуру. Камчаткой интересуются не только российские, но и американские, японские, корейские туристы. Сейчас мы планируем реализовать проект по повышению квалификации людей, работающих в турбизнесе Камчатки. Достигнута договоренность о прохождении их стажировки во Всемирной туристской организации.
Один из каналов привлечения иностранцев - яхтенный туризм. В Россию могло бы заходить много судов, но люди жалуются, что их встречают сурово, заставляют выворачивать все вещи. И визу сложно получить.
Олег Сафонов: Раньше иностранные яхты не пускали в российские акватории, а теперь в отдельные регионы они могут транзитом заходить без виз на 72 часа. Ситуация меняется. Принимаются меры и для создания более комфортных условий пребывания туристов.
Большая проблема связана с дефицитом собственных судов для развития внутренних круизов. Самое молодое судно, которое используется для круизов, - 1985 года выпуска. Для судна это нормальный возраст, но прошло уже много лет, и мы бы хотели, чтобы парк обновлялся. Хотим проработать этот вопрос с Объединенной судостроительной корпорацией. Надо продумать систему лизинга для будущих владельцев судов. Эти проекты окупаются долго, потому что в России короткий круизный сезон. Не стоит забывать, что речной транспорт активно развивался до революции, в советское время он был востребован для перевозки пассажиров и грузов. Места у нас удивительные - Волга, Лена, Енисей, Амур, здесь открываются уникальные возможности. Будем работать над ними в том числе в рамках нашей федеральной целевой программы.
Насколько нам известно, руководство страны было недовольно ее реализацией. Ходили слухи о приостановке ФЦП. Что будет с ней и какой объем финансирования предусмотрен на 2014 год?
Олег Сафонов: Недовольство было вызвано темпами ее исполнения . На развитие внутреннего и въездного туризма в 2014 году предусмотрено 4 миллиарда 600 миллионов рублей. К настоящему времени кассовое исполнение программы составляет 22 процента. К 1 июля мы планируем профинансировать 50 процентов суммы, выделенной государством на развитие туризма в этом году. То есть принимаем серьезные усилия, чтобы интенсифицировать реализацию программы. Правительство часто критикует ведомства за то, что реализация программ начинается ближе к концу года. Сейчас мы работаем с регионами, чтобы выстроить планомерную систему реализации ФЦП.
Только две программы в нашей стране реализуются на принципах государственно-частного партнерства, когда на 1 рубль госсредств привлекаются 3 рубля из внебюджетных источников. То есть к 4 миллиардам 600 миллионам из федбюджета добавляются средства местных бюджетов и затем эта сумма умножается на три. В программе участвуют 26 регионов, на рассмотрении еще 41 проект, мы охватываем почти всю страну. К тому же 31 мая правительством принята стратегия развития внутреннего и въездного туризма, и один из инструментов ее реализации - федеральная целевая программа. Никаких планов по сокращению и приостановке программы нет.
Где вы любите отдыхать, есть ли какие-то милые сердцу уголки в России и за рубежом?
Олег Сафонов: Очень люблю отдыхать с семьей на даче. А еще нравится природа Подмосковья. За границей предпочитаю или расслабляющий пляжный отдых, или познавательный. Люблю архитектуру, культуру, искусство. Выбор вида отдыха зависит от внутреннего состояния. В этом году моя семья отдыхает на Черном море, сначала в Сочи, потом едут в Крым.
А вы?
Олег Сафонов: А я никуда не поеду. Только начал трудиться на новом месте, не до отдыха, надо обеспечивать его другим.